На шахматной доске различные фигуры обладают различными возможностями. Одной, например, чтобы перейти с края доски на противоположный, требуется всего один ход, а другой для этой цели нужно несколько ходов. Некоторые фигуры ходят только по полям одного цвета, другим же подвластны все 64 поля. Ферзь, распололженный в центре доски, держит под боем 27 полей, а конь - только 8 и т.д. Таким образом, подвижность или боеспособность фигуры определяет её силу (и соответственно достоинство, ценность).

Теорией и практикой шахмат установлена сравнительная сила фигур, которой следует руководствоваться во время партии, особенно при обменах, с тем чтобы по возможности избежать материального урона. В противном случае соперник добьется перевеса в силах, что в конечном итоге может привести к гибели нашего короля.

За единицу меры сравнительной ценности шахматных фигур принято считать самую слабую фигуру - пешку. Из-за малой ценности пешку в шахматной литературе иногда даже не считают фигурой.

pawn

=

1

knight

=

3

bishop

=

3

rook

=

5

queen

=

9

Табличка наглядно показывает ценность (силу) всех шахматных фигур в цифровом выражении. Особо следует оговорить ценность короля. Из-за исключительной роли, которую он играет в шахматах, ценность короля несравнима с ценностью любой другой фигуры. В начале игры, когда на доске много фигур, король не принимает активного участия в борьбе. Более того, его приходится прятать в менее доступное для фигур противника место (кстати, этой цели и служит рокировка) и тщательно охранять. Сила короля проявляется лишь в эндшпиле, то есть после того, как с доски исчезает большинство фигур и возможность атаки на него сильно уменьшается. К концу игры король превращается из защитительной фигуры в нападающую, и чаще всего в такие моменты умение играть королем приобретает решающее значение. Силу короля считают примерно равной силе слона или коня.

whiteQueen

=

pawn pawn pawn pawn pawn pawn pawn pawn pawn
whiteQueen

=

rook rook
whiteQueen

=

blackBishop blackBishop blackKnight

=

blackKnight blackKnight blackBishop
rook

=

pawn pawn pawn pawn pawn
rook

=

blackBishop pawn pawn

=

blackKnight pawn pawn
whiteBishop

=

blackKnight

=

pawn pawn pawn
whiteBishop whiteKnight

>

blackRook

>

whiteBishop whitePawn
whiteKnight whiteKnight

>

blackRook

>

whiteKnight whitePawn
whiteBishop whiteKnight

=

blackRook pawn

Когда один из партнёров отдаёт свою фигуру за равноценную неприятельскую, то такую операцию называют разменом. В нём с обеих сторон могут участвовать не только одноимённые фигуры. Более быстрому усвоению соотношений фигур по их силе начинающему шахматисту поможет табличка.

Эти соотношения могут служить начинающему шахматисту своеобразным компасом, который ему покажет, какую фигуру выгодно или невыгодно менять. Иными словами, он будет знать, что можно без ущерба менять ферзя за две ладьи, коня на слона (или наоборот), ладью за слона и две пешки и т.д. С другой стороны, чаще всего невыгодно отдавать ладью только за слона или коня (эта разница в ценности ладьи и данных фигур называется качеством), слона за две пешки, ферзя за ладью и коня и т.п.

Если у одного из партнёров в результате какой-либо операции окажется фигурой больше или он становится обладателем более качественной фигуры, то говорят, что у него материальное преимущество.

Силу фигур, о которой мы до сих пор говорили, в шахматах принято называть абсолютной силой. В полной мере ею обладают фигуры на пустой доске. Однако во время игры из-за того, что доска не бывает свободной, на подвижность любой фигуры, на её ударность влияет как расположение других фигур, так и собственное местонахождение. Фигура в центре обладает наибольшей ударностью, в углу - наименьшей. Может случиться, что, например, ладья, простоявшая на первоначальной позиции всю партию, окажет на исход борьбы меньшее влияние, чем, скажем, конь. Вообще, почти всякая фигура, введённая в действие, ценится больше той, которая не сделала ни одного хода.

В зависимости от характера позиции относительная сила отдельной фигуры может меняться. И заведомо слабейшая (по абсолютной шкале) фигура порой сыграет более важную роль по сравнению с более сильной (по той же абсолютной шкале). Так, даже пешка, самая слабая боевая единица, может сказать решающее слово там, где более сильная окажется бесполезной.

Ценность некоторых фигур к концу партии уменьшается, например, ценность коня, а ценность других - возрастает, например ладьи или пешки. Ладьи приобретают большую силу, если они действуют по открытым линиям. Особенно возрастает ценность проходных и далеко продвинутых пешек.

При обмене фигур на пешки важно учитывать качество пешек: соединённые они или изолированные, слабые или сильные и т.п. В то же время не следует забывать и об одной важной особенности пешек: они не ходят назад. Если какая - либо фигура, сделав неудачный шаг, часто на следующем ходу может исправить положение, возвратясь обратно, то пешки этого права не имеют. Они идут только вперёд.

Нередко начинающие спорят о ценности слона или коня. Одним кажется более сильным дальнобойный слон, другим - имеющий большую ударную силу прыгучий конь. Практика показывает, что в общем эти фигуры равноценны. Слон держит под контролем почти такое же количество полей, как и ладья, но он ходит только по полям одного цвета, а поля другого цвета находятся вне сферы его действия. Конь же может обойти все поля доски, причём, как мы уже знаем, имеет право прыгать через свои и неприятельские фигуры, что не дано ни одной другой шахматной фигуре. Слон действует более эффективно в открытых позициях и при наличии проходных пешек, а конь - в закрытых позициях, с застывшей пешечной цепью.

С особым уважением шахматисты относятся к ферзю - самой сильной фигуре. Однако иногда это почтение становится вредным. Из-за слепого трепета перед мощью сильнейшей шахматной фигуры шахматисты нередко проходят мимо красивых возможностей закончить борьбу в свою пользу. Случаются позиции, в которых жертвой ферзя за ладью или другую фигуру (или даже за пешку!) можно получить матовую атаку на неприятельского короля.

Когда один из партнёров сознательно отдаёт более ценную фигуру за менее ценную (в расчёте позже получить другие выгоды), это называется жертвой. В момент жертвы происходит мгновенное изменение силы фигур, своего рода взрывная переоценка ценностей, переход количества в качество. В момент же мата самой сильной фигурой оказывается та, которая даёт мат.